Психология

Что рисуют дети

Первые звоночки, когда ребенку нужен психолог 

Почти все дети рисуют с удовольствием. Рисунок – это и детская фантазия, и отражение того, что ребенок увидел, чему научился или что пережил. В детском рисунке отражается внутренний мир ребенка. Через рисунок ребенок как бы «рассказывает» о себе и о том, как воспринимает себя и ощущает свое место в мире. Как научиться понимать внутренний мир своих детей через рисунки – рассказывает психолог семейного центра «Семья» Вероника Александрова. 

В КАРАКУЛЯХ СКРЫВАЮТСЯ ЭМОЦИИ 

«Рисунки детей до 5 лет мы не анализируем, так как до 3-4 лет дети только учатся держать и пользоваться карандашамифломастерамикистями и красками. Они учатся различать цвета, знакомятся с палитрой различных оттенковЗадача родителей на раннем этапе развития ребенка (от 1 года до 4 лет) – обогащать среду разнообразными художественными средствами и создавать условия для художественных творческих экспериментов, постоянно поощряя и подбадривая малыша», – говорит специалист. 

Первые рисунки всех детей – это «головоноги» (кружочки с палочками). А вот с 5 лет рисунки детей более информативны. По ним можно понять, о чем ребенок думает, как и что он представляет, что он чувствует, и где могут быть скрытые внутренние проблемы. Какие рисунки наиболее информативны? 

  • Рисунок семьи. Расскажет о взаимоотношениях внутри семьи. Попросите ребенка нарисовать на тему: «Моя семья».  

На что следует обратить внимание: кто входит в состав семьи, кого рисует или кого «забыл» нарисовать ребенок? Хорошо, если вся семья в сборе. Но бывает так, что ребенок вместо семьи рисует просто дом, где не видно ни одного человека. Это значит, что общение с родными не дает ему необходимого понимания. Более того, обстановка в семье настолько напряженная, что малыш считает ее враждебной по отношению к себе. 

Второй момент – какое настроение у членов семьи? Они дружные или ругаются друг с другом, или же разгорелась дискуссия?  

Рост и размер членов семьи – очень интересный показатель. Он может быть реальный (например, папа в реальности выше мамы), а может говорить и о том, кто в семье главный. 

Как расположены фигуры на листе? Фигуры могут быть расположены далеко, каждый «сам по себе». Хорошо, если вся семья «в сборе». Здесь мы можем увидеть эмоциональные связи ребенка с членами семьи, близкие или разобщенные.  Потребность в общении и во внимании со стороны тех, кого нарисовал «поодаль». 

  • Рисунок человека. Попросите ребенка нарисовать человека, похожего на себя. 

Данный продукт творчества покажет, как ребенок воспринимает себя: о чем он мечтает, каким он хочет быть. Обратите внимание на то, как ребенок изображает себя, насколько прорисованы части тела, одежда.  

Как ребенок располагает себя в группе людей: если он меньше других и находится в стороне, то это может говорить о сложностях с общением. Также следует обратить внимание на настроение человека на рисунке. 

  • Рисунки-ситуации: «Я в детском саду», «Я в гостях», «Я на приеме у врача» или «Я в школе» и так далее.  

Рисунок ситуации – это прекрасный повод узнать, как ваш ребенок чувствует себя в детском саду, в гостях, в школе, у врача и что с ним происходит в этот момент. Дети не всегда могут рассказать об этом напрямую, а вот через рисунок вы узнаете много интересных подробностей. Спросите ребенка, где он на рисунке, что он чувствует, какой он – веселый или грустный – и почему? Что делают и что говорят другие люди на рисунке (друзья, воспитатели, учителя, врачи)? 

КОГДА НУЖНА ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТА 

Иногда рисунок может стать сигналом, что с ребенком не все в порядке и родителям стоит обратиться к психологу или к врачу. Мы ни в коем случае не призываем ставить диагноз и делать какие-то выводы только на основании рисунков, но на некоторые моменты мы хотели бы обратить особое внимание. Вот одни из тревожных сигналов, которые не стоит игнорировать.  

  • Очень слабый нажим на карандаш. Нечеткость линий. У детей старше 5-6 лет – неспособность закрасить область внутри замкнутой линии (штриховка выходит далеко за область контура или значительно не доходит до контура).  

О чем это может говорить? Эти проявления могут указывать на неврологические нарушения, нарушения зрения или опорно-двигательного аппарата, или на нарушения мелкой моторики. Стоит обратиться к педиатру и неврологу. 

  • На рисунке присутствуют изображения внутренних органов. Тут мы не берем в расчет изображения «сердечек» для принцессы или доктора Айболита.  

Однако если ребенок часто и подробно рисует внутренние органы, стоит проконсультироваться у психиатра. 

  • Разрозненность частей тела на рисунке. Руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны друг с другом. Ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека. Это может говорить о личностной дезорганизации или психических нарушениях. 
  • Множество повторений одного и того же рисунка с одинаковым расположением, цветом и одинаковыми элементами. Это может быть признаком психологической травмы. Для ребенка что-то является очень важным, он пытается прожить какую-то тревожную и непонятную для него ситуацию. В этих многократных зарисовках так защищается его психика.  
  • На рисунках полностью отсутствуют люди и животные. Ребенок рисует только неодушевленные предметы или абстрактные рисунки. Это может оказаться как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений, к примеру, аутистического спектра.  
  • Сильный акцент на агрессии. Большие зубы у животных, стреляющее оружие в руках у людей, изображение взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий, острые стрелы (направленные на человека). Большое количество красного и черного цвета на рисунках. Это может означать и сильный страх, и скрытую (или открытую) агрессию у ребенка, пережитое им насилие и след от сильно впечатлившей его ситуации или новости. Поговорите с ребенком спокойно, спросите, что изображено и что чувствуют персонажи, что там произошло и от чего. И как он себя чувствует после рисунка. Что его пугает или злит. И, конечно, проконсультируйтесь у детского психолога. 
  • Травмы у людей. Это может быть актуальная физическая боль, о которой он боится сказать. Внимательно посмотрите, где расположены травмы у людей или зверей, куда наложен пластырь на рисунках. Спросите ребенка или осмотрите это место, быть может, он ушибся или у него ссадина и т.п. 
  • Полный отказ рисовать. Причиной полного отказа от рисования может быть как недоразвитая мелкая моторика, так искрытые психологические проблемы. Возможно, ребенок боится совершить ошибку, боится выразить себя, или, быть может, он пережил психотравмирующую ситуацию и боится проявлять свои чувства. В этом случае также стоит обратиться к детскому психологу. 

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ 

Посмотрите на рисунки в целом. Какие эмоции они передают, какое общее впечатление складывается. Попытайтесь представить, какие эмоции ребенок испытывал, пока рисовал: испытывал радость, грустил, злился или сожалел о чем-то. Лучше всего смотреть несколько рисунков, а не один. Отдельная картинка, может говорить лишь о мимолетном состоянии, впечатлении ребенка. 

«Детский рисунок – это хороший повод для теплой беседы. Почаще говорите с ребенком о его чувствах и переживаниях, мыслях и эмоциях, мечтах и вдохновении. Так ребенок учится не только строить предложения и развивает речь, но и учится быть в контакте с собой, учится осознанию собственных эмоций и умению ими управлять. Дети в рисунках пытаются понять свои внутренние переживания. И только от нас, дорогие родители, зависит, сможет ли ребенок принять и правильно осмыслить жизненные ситуации и себя в этом мире», – говорит специалист.  

 

 

 

 

 

 

СМОТРЕТЬ ПОХОЖИЕ ЗАДАНИЯ

 

 

 

Новый номер!

Новый номер!

№ 7 (2020)
ПониМашка под водой
Новый номер!
Новый номер!
Новый номер!
Новый номер!
Новый номер!

Популярные статьи

Мультфильм «ПониМашка». 3 серия готова!

06 декабря 2019

Вышла третья серия анимационного сериала «Понимашка». Охота за печеньями начинается!

Конкурсы

07 апреля 2020

Участвуйте в конкурсах, выигрывайте призы.

Сеанс прямой связи со Станцией «МАРС-Вектор»

23 июня 2020

онлайн-фестиваль творческих мастер-классов

 

© "Открытые системы" 2010 - 2020.
Все права защищены.
Средство массовой информации www.ponymashka.ru
Учредитель: ООО «Издательство «Открытые системы» 

Подписаться на новости

Редакция: class@osp.ru
Возрастная маркировка: 0+ Свидетельство о регистрации СМИ сетевого издания Эл.№ ФС77-68601 от 03 февраля 2017 г. выдано Роскомнадзором. 
Политика обработки персональных данных